Российский предприниматель, основатель компании Business Connection и автор бизнес-книг «Рекрутинг на 100%», «Я идеальный кандидат», «Академия рекрутинга» Ильгиз Валинуров, профессионально занимающийся и обучающий правильному подбору персонала, рассказал о том, на что, по его мнению, стоит обращать внимание при наборе сотрудников и как в будущем будут проходить собеседования и процесс отбора кандидатов в целом.

По мнению Ильгиза Валинурова, в Казахстане есть такая специфика, как конкуренция по внутреннему и внешнему рынку труда

«Если говорить про топ-менеджеров, в Казахстан могут заехать люди из России, Украины, других стран СНГ. И топ-менеджерам надо очень сильно стараться, чтобы себя правильно продать как кандидата. В России, например, экспатов все меньше и меньше. В этом смысле конкуренция на рынке кандидатов за хорошие рабочие места слабее», – пояснил он.

Кроме того, он высказался по поводу использования соцсетей при поиске сотрудников

«Соцсети не только можно, но уже и крайне необходимо использовать, если вы хотите находить самых лучших сотрудников. Потому что самые лучшие сотрудники вообще работу не ищут, их нет не профессиональных площадках. А в соцсетях они есть», – отмечает автор книг по рекрутингу.

Ильгиз Валинуров рассказал, какого человека никогда бы не принял на работу

Такого, который при коммуникации может быть неприятен для других сотрудников, для наших клиентов. То есть, даже если человек достигал суперрезультатов, является мегапрофи, но с ним некомфотно находиться в одном помещении, то такого человека я бы не взял, – говорит он.

Предприниматель также добавил, что не взял бы кандидата, который часто меняет место работы

«Даже пусть он логично объясняет, по какой причине он его менял, что там были проблемы – это все равно значит, что человек не умеет правильно выбирать место работы. Когда у кандидата идет смена работы каждые полгода-год, то я бы не стал рисковать», – пояснил Валинуров.

Говоря о самом процессе работы в компании, бизнесмен отметил, что именно больше всего мотивирует сотрудника работать

«Самую большую мотивацию сотруднику дает его руководитель. Неважно, какая там заработная плата, премиальные части, всякие бонусы – все равно самая большая мотивация идет от руководителя, насколько грамотно он взаимодействует со своими подчиненными. Это дает самую большую и эффективную результативность», – уверен он.

Если говорить о зарплате, то, по его мнению, оклад не может быть меньше, чем человеку нужно для того, чтобы комфортно себя ощущать.

оклад не может быть меньше, чем человеку нужно для того, чтобы комфортно себя ощущать.

То есть все эти модели и системы типа «мы будем вводить минимальный оклад и большой процент» давно устарели, про них в книгах по продажам писали 100 лет назад. Сейчас это точно вчерашний день, – считает Валинуров.

По словам профессионального рекрутера, очень важно, чтобы и система премиальных была понятна сотруднику, чтобы она не была «замороченной», сложной.

Он также считает, что в ближайшем будущем процесс отбора кандидатов на вакансии станет более автоматизированным – к примеру, частично выбирать людей и приглашать их на собеседования будут боты.

Одно из приоритетных направлений, куда сейчас движется HR-профессия и вообще система управления персоналом – это дижитализация, то есть максимальное использование автоматизации, ботов, автоматический поиск ботами нужных резюме, – уверен он.

Валинуров убежден, что ручная работа в рекрутинге уходит в прошлое, особенно если речь идет о массовом наборе, не о поиске руководителей

Понятно, что когда речь идет о подборе руководителей, первых лиц, то это все равно личная работа. Поэтому, если компании работают в ритейле, логистике, складировании, то им точно нужно заниматься внедрением современных продуктов, связанных с автоматизацией процесса не только для поиска кандидатов из базы данных, но и чтобы люди автоматически приглашались на собеседования, даже чтобы боты проводили какую-то часть первичного собеседования, – поясняет он.

Еще одним трендом он считает удаленную работу

Все больше функций могут выполнять сотрудники, которые находятся не в офисе. Те же самые бухгалтера или операторы колл-центров могут быть дома или даже на острове Бали и выполнять свою работу. Это требует перестройки бизнес-процессов, чтобы руководители научились управлять сотрудниками удаленно. Это не так просто, это другой опыт, другой подход. Но это тренд, когда сотрудникам не нужно ездить в офис, но, тем не менее, они успешно работают, – подчеркивает Валинуров.

То есть, по его мнению, современные реалии таковы, что людей все чаще будут нанимать для удаленной работы в тех случаях, когда это возможно. И нынешним руководителям стоит учитывать это.

современные реалии таковы, что людей все чаще будут нанимать для удаленной работы в тех случаях, когда это возможно. И нынешним руководителям стоит учитывать это

Помимо всего прочего, отмечает Валинуров, сейчас все более важную роль играет HR-бренд

То есть репутация работодателя становится все более важной, чтобы кандидаты выбирали именно вашу компанию, – уверен предприниматель.

В Казахстане, как во всех постсоветских странах, по мнению Валинурова, имеется серьезный дефицит кадров

В особенности с развитием новых технологий в первую очередь это IT-специалисты и разработчики компьютерного обеспечения, инженерные специальности, связанные с промышленным производством, обслуживание и ремонт медицинского оборудования, специальности, связанные с сервисом, экологией, нано- и биотехнологией, – поясняет он.

Поэтому найти и подобрать по-настоящему нужных для бизнеса профессионалов – это серьезная задача, считает рекрутер.

Ильгиз Валинуров – автор книг-бестселлеров и видеотренингов для HR и рекрутеров. Входит в ТОП-5 хэдхантеров России. За 17 лет в рекрутинге провел более 10 000 собеседований для сотен компаний-работодателей.

Обучение на семинарах Ильгиза Валинурова прошли 7000 профессионалов из более чем 37 городов и 1700 российских и международных компаний.